Екатерина Ткачева
отзывы: 0
Бродский в Понарте
Мария Пустовая
отзывы: 0
Город-театр: зрительский опыт в Железнодорожном
Борис Овчинников
отзывы: 0
Back in the USSR (Назад в СССР)
Oko Solomonovo
отзывы: 0
Нужно действовать! (видео)
Сергей Шерстюк
отзывы: 0
Энергобезопасность, ЖКХ и многострадальный Балтийск
Соломон Гинзбург
отзывы: 0
Портрет губернатора
Газета "Дворник"
отзывы: 0
Для Флотской представили проект парка с часовней
Анна Пласичук
отзывы: 0
«Кошмар блошиного рынка»
Алексей Елаев
отзывы: 0
О повестках и программах: что кандидаты нам готовят?
Василий Британ
отзывы: 0
Жил-был «Домсовет». (то ли сказка, то ли быль)
Георгий Деркач
отзывы: 0
Снова об историческом центре нашего города
Илья Воробьев
отзывы: 0
«Тени Тевтонов»: Суждения о книге писателя Иванова
Вадим Еремеев
отзывы: 0
Градостроительный тупик
Никита Кузьмин
отзывы: 0
Роскомнадзор отказался от иска о блокировке RUGRAD.EU
Арсений Махлов
отзывы: 0
Про калининградский протест и правоохранителей
Аллеи Калининградской области
отзывы: 0
Пора сажать!
Дулов Владимир
отзывы: 0
Красивый и полезный отдых в Калининградской области
Екатерина Ткачева
отзывы: 1
Как из националистов не сделали террористов
Гражданский проект
отзывы: 1
Дело пожарных (видео)
Беник Балаян
отзывы: 2
Необоснованные и необдуманные шаги организации защиты Калининградского побережья Балтики
Экологический патруль
отзывы: 0
#леспобеды2019


А из башни Врангеля мы сделали фотоаппарат

4 февраля в калининградском  Музее янтаря открылась выставка «Лиминальные пространства». Попытка поговорить на тему тревожности современного общества языком стен и визуального искусства.


Актуальное искусство – не то, что в первую очередь приходит на ум, когда калининградцы говорят о Музее янтаря. Прежде всего вспоминаются краснокирпичные стены башни Дона, не музеефицированный до сих пор бастион Врангель, бывшая кёнигсбергская мануфактура. Пространства, наполненные содержанием, не свойственным их первоначальному замыслу, пространства, по-своему пугающие, запутанные, местами заброшенные.

Тем интереснее, что в феврале 2022 года команда Музея янтаря приглашает к диалогу о тревожности и судьбе доверенных музею объектов на языке визуального искусства. Башню Дона, где располагается музей, её потерну, артиллерийский блокгауз, бастион Врангеля на ул. Баранова и часть здания бывшей кёнигсбергской янтарной мануфактуры кураторы выставки приравнивают к лиминальным пространствам. Совершенно обычным, но вызывающим у человека бессознательный ужас и беспокойство от соприкосновения с ними. В сопроводительных материалах выставки можно прочесть подробнее о психологических аспектах лиминальности и культурных корнях этого понятия. Восходит оно к древнейшим способам мировосприятия.

Основу экспозиции составляют фотографии Александра Матвеева. Узнав об идее выставки в конце лета прошлого года, он провёл большую полевую работу. Заново познакомился с калининградскими «заброшками», которые курирует Музей янтаря, и обнаружил в них не только «крипоту» и мрачные коридоры. Темноту бастиона он даже взял в соавторы своей работы «Галерея на первом этаже башни Врангель». Саму башню Александр превратил в камеру обскура с помощью черной плёнки.

«Когда я туда попал, я увидел невероятный вид из бойниц прямо на ров и оставалось только затемнить, чтобы изображение спроецировалось на стену. Там получается такая хитрость, что не сразу видишь, оно проявляется на стене. Это занимает примерно 5 минут. А фотография – это переснятое со стены изображение. Весь процесс занял около часа. Камера обскура – это волшебство, меня колбасило, наверное, неделю. Это просто невероятно, как так получается, что ты всего навсего при помощи отверстия можешь увидеть картину мира», – комментирует Александр.

Черная пленка активно используется и в оформлении экспозиции. Она скрадывает контуры архаичных выставочных витрин и превращает их в новые стены, из которых складывается настоящий лабиринт.

Выставку нельзя назвать интерактивной, здесь очевидно не хватает карты, на которой бы были нанесены все упомянутые объекты. Однако нужно понимать, что это – пожалуй, первая выставка актуального искусства на сложную тему в Музее янтаря в принципе. Во-вторых, выставка – только часть большого проекта о лиминальности в Калининграде. Другие части этого проекта – велоквест и международная конференция.

«Мы и не подозревали, что так много исследователей занимаются темой лиминальности в принципе, лиминальности в искусстве, и что они захотят нас поддержать», – рассказывает Майя Ковалёва, одна из кураторов выставки.

Выставка фотографий и графических работ, посвященная пространствам перехода и зданиям музея в переходном состоянии, будет работать до конца февраля. Очень недолго. Постарайтесь её не пропустить.

18+

Дети! Отдельные страницы данного сайта могут содержать вредную (по мнению российских законодателей) для вас информацию. Возвращайтесь после 18 лет!