Как это было: открытие Фестиваля кино стран Европейского Союза
Вечером в пятницу люди съезжались к кинотеатру «Заря» на велосипедах, приходили пешком, приезжали на такси, мотоциклах, «мустангах» или «жигулях» - кто на чем: ценители хорошего кино не могли пропустить такое событие, как открытие восьмого Фестиваля кино стран ЕС. «Афиша RuGrad.Eu» постаралась законспектировать всё самое важное и интересное.
Уже на улице чувствовалась атмосфера праздника: необычное освещение у входа в кинотеатр, беседующие об искусстве люди в вечерних туалетах и с бокалами шампанского в руках. Внутри – ещё больше людей, шампанского и разговоров. В воздухе ощущаются нотки приятного предвкушения. Самые предусмотрительные уже занимают места в зрительном зале, при входе в который заботливые спонсоры дарят зрителям носовые платки со своей символикой – фильм открытия обещает быть грустным.
В уютном, но небольшом кинозале «Зари» традиционно не хватило мест для всех желающих, поэтому пришлось вносить стулья. Совету Артема Рыжкова усаживаться на велосипеды, которых у входа было в избытке, так никто почему-то и не последовал.
Артем Рыжков со сцены произнес несколько слов о значении фестиваля, после чего объявил «конкурс» среди организаторов и почетных гостей на самую короткую и яркую речь. Выступающие представляли различные страны и регионы: Данию - глава департамента прессы и информации представительства ЕС в России Сорен Либориус, Эстонию - советник по культуре Хелене Тедре, Швецию - независимый кинопродюсер Анника Хельстрём, Германию — почетный гость фестиваля, актер Армин Мюллер-Шталь, Калининградскую область - министр культуры Светлана Кондратьева и вице-премьер по внутренней политике Александр Торба. Но негласную победу одержал наполовину штопор – наполовину резак по дереву австрийского происхождения, который Артем Рыжков привез из путешествий по Европе и в качестве последнего из конкурсантов поднес к микрофону. Предмет сдержано помолчал, что, по мнению Рыжкова, символизировало австрийскую немногословность – как раз то, что нужно перед таким камерным фильмом, как «Любовь» австрийского режиссера Михаэля Ханеке, который сам приехать на открытие фестиваля не смог.
Фильм-лауреат каннской «Золотой пальмовой ветви» этого года, задавший сквозную тему калининградскому фестивалю, равнодушным зрителей не оставил. Если в Каннах после просмотра, как упомянул Артем Рыжков, «все рыдали», то в Калининграде впечатленные гости покидали зал в неком подобии транса, почти не разговаривая и вновь переживая эмоции, возникшие во время просмотра. Кто-то сразу спускался в гардероб за пальто, а кто-то отправлялся приводить в порядок чувства и мысли в кафе кинотеатра, где пол был усыпан желтыми осенними листьями. Там посетителей ждал непродолжительный хореографический перформанс в исполнении девушек-моделей, все тот же Артем Рыжков, на сей раз в качестве диджея за «вертушками» с виниловыми пластинками, а также бесплатные закуски и алкоголь на столах. Среди гостей встречались рок-звезды, вроде Никиты Козлова из «Сегодня ночью», чуть позже появились и звезды политические — например, замполпреда президента в Калининградской области Станислав Воскресенский, приход которого сильно изменил географию размещения гостей на летней веранде: его широким кругом обступили всевозможные продюсеры, промоутеры, чиновники и бизнесмены, и не отпускали до конца вечеринки. Воскресенский, в свою очередь, пообещал калининградцам организовать в регионе масштабный фестиваль короткометражного кино.
Текст - Карина Гребенникова, фото - Вадим Хлебников