Кант — Арлекин, Гоффман и семь мостов Кёнигсберга
27 мая в Калининграде пройдет выдающийся концерт, в котором впервые будет исполнена подаренная Калининграду партитура итальянского композитора и прозвучат произведения студентов Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и выпускников Калининградского музыкального колледжа им. С.В.Рахманинова.
Три года назад итальянский философ и композитор Микеланджело Кастелларин подарил Калининграду уникальное произведение - «Кёнигсберградский концерт» для фортепиано с оркестром. И до сего дня оно не разу не исполнялось. Возможно, мы могли бы никогда и не услышать его, если бы не поддержка представительства МИД в Калининграде и банка ВТБ, выступивших совместно с почетным консульством Италии организаторами концерта калининградского симфонического оркестра, в котором будет представлено гениальное произведение итальянского мастера.
Выступление, которое состоится 27 мая в 15 часов в концертном зале калининградского Симфонического оркестра, объединит «Кёнигсберградский концерт» и работы молодых калининградских композиторов, студентов Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. - Гостям мы представим все самое новое, - рассказывает руководитель калининградского симфонического оркестра Аркадий Фельдман, - прозвучат произведения, которые до того ни разу не исполнялись, и слушателям стоит подготовиться к приятным сюрпризам.
Откроет программу произведение Микеланджело - произведение далеко не простое и основанное на глубоком философском подтексте. Главной темой, вдохновением «Кёнигсберградского концерта» стала для мастера философия Иммануила Канта и сам Кёнигсберг - Калининград, как город семи мостов, знаменитой теоремы Эйлера, смешения народов и эпох, родной город великих мыслителей, музыкантов, поэтов.
- Когда 9 августа 2008 г. я провел почти час перед могилой философа, чтобы дочитать его труд «К вечному миру», со мной приключился странный, забавный случай, который позднее послужил для меня источником вдохновения, - делится воспоминаниями автор концерта. - Придя в музей Канта на последнем этаже Собора на острове, я вдруг заметил старый рояль. Жестами я попросил служительницу, следившую за немногочисленными посетителями, заглянувшими в музей в то утро, позволения дотронуться до его клавиш. Позднее я часто вспоминаю это мгновение: я хотел проверить, не подаст ли мне Кант музыкальный знак, я хотел сыграть всего несколько нот так, чтобы они были рождены не моими экспериментами со звуком, а пришли как дар от самого философа. В последствии меня тревожила пятая нота — Фа. Она казалась мне маловыразительной и словно не давала развиться приятной романтической музыкальной теме. В последние недели я хотел убрать это Фа, но ведь оно было сыграно на том самом рояле среди воспоминаний Канта! Смирившись с пятой нотой, я сумел сочинить тему, исходя из новых, эмоциональных рассуждений: музыкальное повествование должно было не только отсылать к немецкой традиции конца XVIII века, но переходить в русскую народную мелодию, которая завершила бы его! Так возникла тема Канта для XXI века: сначала немецкая, в которой слышен отзвук каминных часов, отбивающих 15:45 — в этот час философ каждый день выходил на прогулку по Кёнигсбергу, затем русская тема — яркая, красочная, как и весь славянский мир.
- «Кёнигсберградский концерт» Кастелларина — причудливый калейдоскоп эпох, народов, великих композиторов. Если бы я не знал его предысторию, я бы сказал, что это прекрасная музыка для капустника — столько стилей в ней смешано, - рассказывает Аркадий Фельдман. - Но когда взглянешь на произведение глазами его автора, а именно как на музыкальную прогулку Канта по семи мостам города, понимаешь какой это колоссальный труд объединить столь разные темы и настроения. И для нас, для исполнителей, это труд нисколько не меньший. У гостей концерта 27 мая будет уникальный шанс оценить результат нашей работы над произведением Микеланджело.
В «Кёнигсберградском концерте» перед слушателями предстанет, возможно, доселе незнакомый образ знаменитого философа — куда более умеренный и спартанский, чем он остался в воспоминаниях многих его студентов. Кант Кастелларина — худенький, проворный человек в костюме и книгой подмышкой, приятный и вежливый собеседник, любящий пошутить и «вовсе не склонный к умерщвлению плоти». Более того, Иммануил Кант предстанет в образе Арлекина — образе, на создание которого Микеланджело вдохновила музыка Гофмана. Автор уверен, что подобная «средиземноморская» интерпретация фигуры великого прусского философа хоть и ставит все с ног на голову, но, возможно, хотя бы частично соответствует правде.
Кант — Арлекин — это знак надежды, знак, обращенный к Европе XXI века, стремление добиться гражданского возмездия за все погибшие поколения. В конце произведения Арлекин оказывается на распутье между дорогами, ведущими к шестому и седьмому мостам, его терзают сомнения, как Гамлета, но он должен сделать выбор. И Арлекин выбирает Мир, понимая огромную ценность того, от чего он только что отказался, а отказался он от острова философа, математического символа огромной сети Интернет. Не выходя за порог дома, с помощью компьютера можно общаться с целым миром, однако Арлекин стремится познать реальный Мир, неся при этом в себе необходимую пищу — сочинения Канта «Метафизика нравов» и «К вечному миру».
Вот так в произведении Кастелларина переплетается образ города-призрака Кнайпхофф и всемирная сеть Интернет, метафизика нравственности Канта и Арлекин, Моцарт и Гершвин, Кёнигсберг — Калининград и надежда на будущее Европы. Прикоснуться к этой «музыкальной мозаике» сможет каждый, пришедший 27 мая в 15:00 в Концертный зал Калининградского симфонического оркестра, расположенный по адресу ул. Бакинская, 13. Завершат вечер произведения талантливых молодых композиторов Александры Масловской, Александра Степанова и выпускников Калининградского музыкального колледжа им. С.В.Рахманинова.