Пионеры военного кинематографа: интервью с Григорием Пернавским
В конце августа в городе Гусеве состоялся масштабный исторический фестиваль «Первая мировая. Судьба России и мира». Помимо внушительного лекционного блока, развернутого на территории Гусевского музея и собравшего более 20 000 просмотров на прямых трансляциях, в Храме-памятнике в честь Всех Святых памяти павших в годы Первой мировой войны оба дня работал открытый кинозал, организованный совместно с Государственным фондом кинофильмов Российской Федерации и кинокомпанией Art Pictures Group.
Впервые в Калининградской области состоялся показ классики военного кинематографа, фильма обладателя двух наград премии «Оскар», экранизации величайшего романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Мы поговорили с Григорием Пернавским, главным редактором издательства «Пятый Рим» и автором детских книг о блокаде Ленинграда и Курской битве о кинематографе самого тяжелого периода начала XX века.
О. К.: Расскажите подробнее о кинематографе того времени и как он повлиял, как он переродился, возможно, в нынешний кинематограф, который отражает переломные моменты у миллионов людей.
Г. П.: Дело в том, что в то время люди, которые делали «кино», — это были пионеры, никто ничего, в общем, не знал, никто не понимал, как снимать, опыта у них еще не было. Как правило, в кинооператоры шли люди, у которых была профессия фотограф. Это было очень несовершенное оборудование, оно не позволяло производить съемку с рук, оно не позволяло производить съемку в движении, оперативную или репортажную съемку, поэтому люди вынуждены были работать со статичным кадром. Они работали в тех технических обстоятельствах, которые им были предоставлены.
О. К.: Какими камерами пользовались в условиях Первой мировой и после нее?
Г. П.: Например, камере Pathe уже к концу Первой мировой войны на смену пришли камеры Debrie Parvo, на которые был снят фильм «Человек с киноаппаратом» (1929 г.). Это всё еще была статичная камера, не маленький ящик, который надо было ставить на штатив, но она уже была достаточно легкая для того, чтобы хоть что-то снимать с рук. Примерно в это же время, в районе 30-х годов, появились маленькие камеры. Но они не были практичны, так как снимать приходилось на узкую пленку. А чтобы показать фильм в кинотеатре, необходимо же перевести с узкой на стандартную, а это было практически невозможно.
О. К.: Ваша персональная рекомендация фильмов не сколько о войне, а сколько о мастерстве работы кинохроника в бесчеловечных условиях.
Г. П.: Смотрите, тот период интересен исключительно просто как кинохроника. Она имеет самостоятельную ценность. Это документ. Что касается кинематографа игрового, в тот период не было создано никакого кино, которое сейчас я бы мог порекомендовать. Другой вопрос, что люди, которые пришли с Первой мировой войны, уже создали другое кино. То есть позже.
Германский экспрессионизм — это потомок Первой мировой войны. Те, кто физически находились на поле боя, понимали, как это надо показать, но, опять же, техника не догнала их желания. Поэтому, если советовать фильмы, которые были сняты, я буду советовать не те фильмы, которые снимали во время Первой мировой, а которые сняли уже после.
Из советских фильмов это, конечно же, «Обломок империи». Великий фильм про человека, потерявшего память во время войны, затем он переживает катарсис, и к нему начинает возвращаться память. Кстати, совсем недавно его полностью восстановили. Куски фильма собирали по всему миру, он был утрачен.
- Справка: В 2019 году была окончена семилетняя реставрация фильма «Обломок империи». Несколько месяцев продолжалась реставрация пленки, остальное время — поиск материалов в мировых архивах и сравнение копий. Было обнаружено 9 вариантов картины. Фильм был собран с пропущенными сценами, восстановленная версия стала на 30 минут длиннее.
Что касается реставрации документальных фильмов, этим занимается Николай Изволов. Он восстановил фильм «Годовщина революции», который создан из советской и российской кинохроники. Еще он восстановил фильм «История гражданской войны».
О. К.: Зарубежных фильмов о событиях начала XX века больше, верно?
Г. П.: Да, их намного больше снято. Рекомендую посмотреть «На Западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, который вы показываете на фестивале. Кстати, Льюис был подданным Российской империи до какого-то момента. Затем немой американский фильм 1925 года под названием «Большой парад». Американцы серьезно подходили к теме изучения и распространения информации о ПТСР — посттравматическом синдроме. И вот этот фильм — это один из первых фильмов, который рассказывает про этот синдром. Затем французский фильм «Деревянные кресты» 1932 года. Великий германо-австрийский режиссер Георг Вильгельм Пабст, который сам в Первой мировой войне не участвовал, а его фильмы были запрещены к показу в Третьем рейхе. Из его работ советую «Западный фронт, 1918 год» про четырех пехотинцев, где очень натуралистично показаны военные действия.
Фильм, который не относится к войне, но сюжет связан с ней — «Солидарность» 1931 года о том, как немецкие спасатели вызволяют французских шахтеров, которых завалило в шахте, и по этой шахте проходят государственные границы. Очень любопытно сделанный фильм. Он действительно новаторский в плане и монтажа, и диалогов, и постановки кадра. Ну и самый главный фильм вообще про Первую мировую войну и один из самых главных фильмов человечества — это «Великая иллюзия» Ренуара. Фильм о том, что всё решают горизонтальные связи между людьми. Если не видели, то обязательно посмотрите, он ни на минуту не устарел.
О. К.: Первая мировая переросла во Вторую, по сути. И тогда фильмы о Первой мировой как бы были вытеснены, верно?
Г. П.: Да, Вторая мировая вытеснила многое и многих. Если говорим про этот период, то это фильм «Тропа славы» Стэнли Кубрика. Один из первых его фильмов, который как раз посвящен показу событий Первой мировой войны как ужасной бойни, стирающей людей в физическом и моральном ключе в прах. В 50-е годы подтянулась советская сторона. В советском понимании Первая мировая война всегда была некой прелюдией к Великой Октябрьской социалистической революции. Поэтому в 90 % случаев речь шла как раз о том, что это были революционные фильмы, часть действий которых была завязана на Первой мировой войне.
О. К.: Например?
Г. П.: Если можно его так называть, блокбастер по сценарию Всеволода Вишневского «Мы, русский народ» 1966 года. Вы этот фильм найдете только в оцифровке с видеокассеты плохого качества. А это был широкоформатный фильм, и, скорее всего, он есть в Госфильмофонде, но рабочих копий этого фильма просто-напросто нет. Снимали фильмы про моряков, но они так или иначе были завязаны именно на революционную тематику в большей степени.
О. К.: Какой период военного кино можно назвать ренессансом?
Г. П.: Это 60-е и 70-е годы. Тогда появились киноленты про летчиков, к примеру, «Красный барон», «Асы в небе», «Голубой крест». Один из лучших фильмов, который, наверное, был снят в современном кинематографе. Последний фильм, который я настоятельно рекомендую посмотреть всем. Это не смазливая картинка с блестящими танками. Солдат, сидящий на рассвете среди поля после боя... Война — это грязное дело. Всегда. Посмотрите канадскую картину «Пашендаль» 2008 года. Вот последняя закрывающая сцена — это побоище с траншейными дубинками, с прорванными канализациями.
* По материалам АНО «Фестивальная дирекция».
Поделиться в соцсетях