Итоги II Форума регионального кинематографа «Новый вектор»
В Светлогорске завершился II Форум регионального кинематографа «Новый вектор», который проходил 8 — 10 июля в концертном зале «Янтарь-холл» при поддержке Правительства Калининградской области, Президентского фонда культурных инициатив и Союза кинематографистов России.
Участие в мероприятии приняло около 200 человек из более чем 30 субъектов РФ, включая представителей 20 кинокомиссий и порядка 40 киностудий, 18 из которых приняло участие в Презентации региональных киностудий. Спикерами выступило более 50 представителей киноиндустрии из разных регионов России, а также стран Европы. Онлайн-зрителями в дни работы форума стало около четырех тысяч человек.
Свои видеоприветствия гостям направили министр культуры РФ Ольга Любимова и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. На церемонии открытия была вручена награда «За вклад в развитие регионального кинематографа» Алексею Романову, режиссеру, продюсеру, художественному руководителю студии «Сахафильм».
Гости приняли участие в дискуссиях, стали слушателями мастер-классов по актёрскому мастерству, искусству коммуникации и самопрезентации, а также зрителями фильмов регионального производства, снятых в России за последние несколько лет. Гавриил Гордеев, генеральный продюсер фильма «Культурная комедия», предпремьерный показ которого прошёл 10 июля в рамках форума в Светлогорске и в Калининграде, поделился своим взглядом на разделение регионального и федерального кинематографа:
«Я предлагаю вообще не делить таким образом кино. У нас локации и кинокомиссии в каждом регионе существуют не просто для того, чтобы появлялось кино исключительно для региона. Основная цель – это использовать богатства нашей страны, чтобы снимать большое кино. И фильм «Культурная комедия» как раз является именно таким примером, когда сюжет и локации демонстрируют конкретный город, Пермь, но при этом выходят в широкий прокат по всей России и находят отклик в каждом регионе, где его показывают!»
Весной, в рамках VI Балтийского культурного форума прошла киносекция, на которой затронули тему привлечения региональных фильмов на стриминговые сервисы. Гавриил Гордеев, как генеральный продюсер по оригинальному контенту сервиса ОККО, поделился с нами главным залогом успеха продвижения фильма на сервисы.
«Есть огромное количество питчингов, которые мы поддерживаем и устраиваем самостоятельно. Приведу пример, из 800 заявок одобряется девять, из которых семь написали, а пять по итогу снимают пилоты к сериалам, которые впоследствии могут получить продолжение. Аналогичная ситуация проходит на фестивалях, к примеру на детском фестивале “Медвежонок”. Из ста сценариев мы поддержали три, готовых к подаче в Министерство культуры или в Фонд кино на конкурс. То есть, на начальном этапе, когда кино ещё не готово, можно заинтересовать платформы. Необходимо формировать внутреннего продюсера и быть готовым продвигать свою идею. Помимо продвижения, большую роль играет запрос аудитории, изучать, анализировать тенденции в киноиндустрии и потребности зрителя. Частые истории, когда команда или сценарист не могут заинтересовать продакшены своим сценарием и в конце концов обращаются в онлайн-платформы. Это неправильный подход. Нам важно в первую очередь то, как это смогут произвести, готов ли ты выступить вместе с нами сопродюсером и быть гарантом качества своего произведения. К сожалению, у многих людей это вызывает страх», – делится Гавриил Гордеев.
Деловую и образовательную программы форума составила Конференция кинокомиссий России, организованная при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Заместитель председателя Кинокомиссии Калининградской области и директор АНО «Фестивальная дирекция», являющаяся соорганизатором форума, Ольга Акопова провела новую образовательную программу для кинокомиссий. Также она представила методическое пособие по оптимизации ее работы и внесла на рассмотрение следующие идеи на будущее форума:
«Стоит больше уделять внимания на ответы и разъяснения, которые поступают из зала к нам, экспертам. К примеру, как вы организовываете перекрытие дорог или на чём мы фокусируемся при отборе сотрудников и учим ли мы их потом, что несомненно является важным аспектом и в нашей индустрии, и в какой-либо ещё. Стоит точечно подходить к проблематикам в нашей сфере и также точечно их обсуждать и решать прямо на форуме».
Подводя итоги мероприятия, участники перечислили факторы, потенциально способствующие развитию киноотрасли в стране.
Дмитрий Якунин, генеральный продюсер форума, представил предложения и комментарии делегатов по укреплению дальнейшего взаимодействия внутри отрасли. Для этого, по их мнению, необходимо усилить копродукцию между региональными студиями, разработать единый портал кинематографий России, снять серию киноновелл в разных регионах страны, содействовать совершенствованию законодательно-нормативной базы, регулирующей деятельность кинематографа.
На следующем форуме «Новый вектор» представители индустрии хотели бы видеть кинофестиваль, кинорынок, больше сессий в формате живых дискуссий, а также сессий, посвященных IT-технологий в кино. Также участники дали оценку состоявшемуся на балтийском берегу мероприятию.
«За последний год ощутима динамика – повышается уровень презентации студий и, что очень важно, уровень взаимодействия их представителей между собой. Ценность форума как раз и заключается в таком взаимодействии, а также в проектах, которые будут реализованы по его итогам. Мы видим, что задали верный вектор», – отметила Лариса Солоницына, председатель Совета Фонда поддержки регионального кинематографа, первый заместитель председателя Союза кинематографистов России.
По её мнению, работа форума будет более продуктивной, если заранее обозначить спектр проблем и сформировать повестку мероприятия.
«Нам бы хотелось получать заранее список проблем, которые можно не только обсудить, но, возможно, и решить. Под ваши потребности мы бы формировали программу, подбирали экспертов, возможно, это было бы более результативно», – пояснила эксперт.
О необходимости более тесного взаимодействия с кинематографами в регионах заявила Элла Тухарели, генеральный продюсер ФПРК. Она подчеркнула, что фонд в ближайшее время будет больше внимания в своей деятельности уделять образовательным программам, а также сообщила, что с 2025 года победители конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее» будут сохранять права на созданные фильмы.
«С момента своего основания в 2022 году мы провели три конкурса “Россия – взгляд в будущее”, каждый раз поддерживая по 60 картин в год. Однако права оставались за фондом. С 2025 года мы планируем сохранять авторские права за создателями фильмов, создаваемых при поддержке ФПРК», – пояснила Тухарели.
Маргарита Ленских, соучредитель и глава Гильдии кастинг-директоров, кастинг-директор, пригласила кинопроизводителей участвовать в конкурсе на соискание премии гильдии. Она уточнила, что в начале следующего года на очередной премии появится новая номинация – «Лучший кастинг регионального кино».
Алексей Романов призвал участников «Нового вектора» активнее участвовать на соискание на премию «Чыпчаал», т.н. якутском «оскаре», проходящем в феврале. Пока в конкурсе участвуют кинематографисты ДВФО и нескольких регионов России.
Нина Кочеляева
«Форум уникален тем, что здесь огромное поле для исследования. Я постоянно учусь и каждый раз увожу с форума много эмпирического материала. Здесь, на наших глазах формируется киносообщество страны».
Сусанна Альперина
«Пожалуй, ни на одном мероприятии пока нет такой насыщенной деловой программы, как на “Новом векторе”. Форум растет: если в прошлом году был уровень для начинающих, то в этом году – уже для продвинутых. Прямо как в английском».
Для тех, кому не удалось лично посетить форум, для вас доступны прямые трансляции Вконтакте и на Youtube.
*Материал АНО "Фестивальная дирекция"
Поделиться в соцсетях