«О необходимости возрождать память, возрасте режиссёра и приписанных вторых ролях»
Были ли вы вторым режиссёром фильма «Кин-дза-дза»? И если нет, то почему так много упоминаний в вашей биографии этой роли?
— Я не был вторым режиссёром на фильме «Кин-дза-дза» у режиссёра Данелия. Я никогда не работал вторым режиссёром. Им был мой полный тёзка. Иногда, на Центральном телеграфе в Москве, при получении писем «до востребования» мне отдавали письма, адресованные ему и - наоборот. Я, естественно, возвращал его письма, а он мои. Но познакомиться так и не удалось.
«Василий Тёркин» довольно тяжёлая поэма о, пожалуй, самом сложном времени в нашей истории. Александр Твардовский заключительные главы поэмы дописывал будучи корреспондентом в войсках 3-го Белорусского фронта тут, на берегу Балтийского моря. Вопрос, ваша экранизация допускает расхождения в сюжете поэме?
— Картина верна сюжету поэмы, потому что это антология войны – от её трагического начала и до победного завершения. Сегодня мы просто масштабируем события поэмы, расширяем их, потому что картина адресована сегодняшнему человеку и обществу. А они кардинально изменились. Нам необходимо дойти до этого человека, увлечь и погрузить его в реалии той войны. Сделать это непросто, но необходимо!
Влияет ли возраст на руководство съёмочным процессом? Будь ты чересчур молод, либо находясь в преклонном возрасте.
— Жизнь и опыт выдающихся кинорежиссёров наглядно показывает, что фактор возраста в художественном кинематографе значения не имеет. Это не спорт или балет. Более того опыт жизни, а, стало быть, фактор возраста способствуют глубинному пониманию жизненных реалий, времени, общества, в котором живёт художник, если он таковым является.
Съёмки фильма продолжаются с 2020 года и в самых разных регионах России. Расскажите о сложностях при создании кино-антологии?
— Работа над картиной «Василий Тёркин» была начата раньше, в 2019 году. Она шла крайне сложно и, как ни странно, мы постоянно ощущали противодействие нашей работе. Это отдельная тема. Так что о «комфорте» говорить не приходится. В борьбе за картину и за её право состояться «комфортность» исключается. Остаётся лишь преодоление обстоятельств и препятствий. На этом мы потеряли слишком много времени и сил.
На съёмочной площадке нет именитых актёров. Вы больше хотите работать с фактурой, а не с именем, верно?
— В картине нет профессиональных артистов, но есть собрание уникальных личностей. Такой подход не новость в мировом кинематографе. Он присутствовал в классическом советском кинематографе, в великом итальянском «неореализме», во французском кинематографе «новой волны». Это всегда фактор обновления. Так что мы не открываем ничего нового. Наш современный кинематограф нуждается в новых характерных личностях, в новой «крови».
Калининград - что он для вас? Иммануил Кант, море или больше декорация для кино? И готовы ли вы презентовать фильм тут, в самом западном регионе, сохраняя некую символичность повествования?
— Калининград - он же Кёнигсберг во время войны - это место, где, как и Берлине нашей Победой заканчивалась Великая Отечественная война. Именно в здесь, в Калининградской области, в прошлом Кёнигсберге, заканчивал свою войну Александр Трифонович Твардовский. А его герой - Василий Тёркин, согласно поэме, заканчивал войну в Германии. Так что наше присутствие здесь определяется именно этими факторами.
Кинокартина «Василий Тёркин» под руководством Карена Геворкяна и производства его кинокомпании «Русское поле», повествует о солдате Василии Тёркине — человеке одновременно обыкновенном и в то же время крайне необычайном. Главный герой Твардовского проходит через всю Великую Отечественную войну, не теряя ни смелости, ни веры в победу. Премьера фильма планируется в следующем году и в нашем разговоре, Карен Саркисович упомянул, что был бы рад организовать премьерный показ картины здесь, в городе Советске.
*Материал АНО «Фестивальная дирекция»
Фото: АНО «Фестивальная дирекция»
Поделиться в соцсетях