«В чем сила?»: Региональным киноиндустриям предложили видеосервисы и крупных игроков
С 17 по 19 апреля в Светлогорске в шестой раз прошел Балтийский культурный форум. За три дня на дискуссионных площадках форума выступили более 100 приглашенных спикеров. В рамках организованной отделом кинематографии АНО "Фестивальная дирекция" традиционной киносекции участники дискуссии обсудили проблемы развития местного кинематографа, перспективы работы с видеосервисами, а также способы привлечения крупных киноигроков в регионы. Портал RUGRAD приводит основные тезисы экспертов.
Про контент и originals
Александр Косарим, директор по контентной политике видеосервиса Wink:
Зритель все еще «голодает», потому что контента действительно пока недостаточно, он не достиг какого-то насыщения. И в общем-то сервисы, которые контент распространяют и предлагают этому зрителю, у них тоже есть явный недостаток качественного продукта, который бы они могли этому зрителю предлагать и продавать.
Сегодняшнее время - это время видеосервисов и видеоплатформ. Общий трафик онлайн-кинотеатров в 2023 году вырос сразу на 22 % по сравнению с 2022 годом. Общее время смотрения в онлайн-кинотеатрах также выросло на 21 % по сравнению с предыдущим годом. Общая выручка онлайн-кинотеатров выросла на 45 %. То есть сегодня это уже достаточно большой рынок - более 80 млрд руб., что делает его интересным и активно развивающимся.
Сегодня каждая из платформ пытается производить свой собственный контент - так называемый originals. И объем этих originals с каждым годом становится все больше. У каждой платформы в этом направлении своя стратегия. Можно констатировать точно, что объем производства оригинальных проектов, которые заказывают непосредственно платформы, с каждым годом возрастает. В 2023 году онлайн-кинотеатры выпустили 175 оригинальных проектов. Это в целом на 26 % больше, чем годом ранее (в 2022 году таких проектов было 139).
Достаточно большое количество проектов снимается в регионах. До недавнего времени большая часть проектов снималась в Москве, на втором месте был Петербург - это были активные города для производства, и никто уезжать никуда особо не хотел. В сегодняшних условиях киноиндустрия развивается, в том числе, благодаря системе рибейтов. Очень активное движение идет в сторону регионов.
Про сериал «ГДР» и разницу между Калининградом и Выборгом
Проект «ГДР» - один из сложнейших проектов в моей карьере. У меня больше 150 проектов было сделано, причем, большинство из них сделано как бы handmade. Они так или иначе прошли через меня. Шпионские драмы - это, наверное, самое сложное по жанру, что может быть, потому что там есть все. Помимо детективного сюжета там и личная история, и экшн, и драматические моменты.
Нас вообще никто в смысле цензуры за поводок не дергал. Все, что там сделано - хорошее и не очень хорошее, это в каком-то смысле наши риски и наше видение. Не было, опять же, заказа: покажите про Горбачева и эту эпоху так-то или так-то. Это сугубо наша точка зрения - что происходило со страной, что происходило в мире. У нас сейчас следующий проект в каком-то смысле продолжение «ГДР», он будет называться «Югославия, 1999 год». Там вообще закопаешься. Там столько всего и в Москве, и в мире. И я молчу про Сербию и Югославию, где просто один в один кейс повторяется - то, что сейчас происходит в Украине и на Донбассе.
«ГДР» много где снимали, у нас 8 регионов было. Но я могу сказать, что Калининград и Выборг - это две разные вселенные. Потому что то, как принимают в Калининграде, искренне оказывают помощь и поддержку, я уж не говорю о материальной поддержке… Нам прямо выдали эти деньги, которые пошли опять же туда, в бюджет. Мы начинали в Выборге, но я честно скажу: я туда больше никогда не приеду, потому что там было все для нас крайне сложно, непросто.
С другой стороны понятно, что [в Калининградской области] есть много сложностей. В том числе переход границы. Одно дело, когда ты приехал с недорогим проектом и, в принципе, все можешь загрузить в самолет, прилететь, снять и вернуться обратно. Другой момент, когда ты уже большая история, тебе нужен груз, который сейчас не так просто по земле провезти. У тебя есть либо самолет, либо паром, который все используют. При этом мы столкнулись с тем, что паром раз - и встал, дней 6 стоял, потому что был шторм, ему было не разгрузиться. Кого-то это, в том числе, может отпугивать.
Про драйверы и «силу» регионов
Алексей Земский, гендиректор АО «Телекомпания НТВ»:
Все равно на первом месте после локаций и теплого приема стоит инфраструктура. Чтобы снимать технологично (а по-другому сейчас ни сериалы, ни кино снимать невозможно), должна быть инфраструктура. За каждой лампочкой, за каждым фонарем и за каждой рельсиной не наездишься. Все равно нужны специалисты, все равно оператору нужна сегодня одна оптика, завтра другая. С пятью объективами ты можешь, конечно, выехать, но в случае непредвиденных обстоятельств (а мы знаем этих творцов, которые говорят: а мне нужно вот это)... Без создания инфраструктуры индустрию не построить в одном отдельно взятом городе, как бы здесь тепло и хорошо ни принимали.
У нас очень большая страна. Мы пытаемся везде сделать все. У нас нет понятия «специализация». Я могу много примеров привести: Финляндия - звук, Англия - постпродакшн, Испания - павильоны с водой. Мне кажется, что история специализации - чтобы люди знали, что если им нужно именно это, им нужно ехать сюда - вот это было бы таким драйвером, вокруг которого строилось бы все остальное. Просто для себя определить, чем удивлять будем, чем удивлять будет Калининград.
Стоимость разработки проекта за последний год увеличилась минимум на 35-40 %, а медиадоходы увеличились всего на 12%. Инфляция присутствует во всех регионах и да, затраты участников кинопроцесса напрямую связаны с инфляцией по стране в целом.
Буквально за одни сутки пребывания в Калининградской области, я увидел огромное количество локаций, идеально подходящих под самые разные кинопроекты. Но при создании кино на первом месте всё-таки стоят локации и радушный прием, а на самом деле первостепенна инфраструктура. Место съёмок должно технологично отвечать запросам творцов. Сегодня оператору понадобится пять объективов, а завтра, условно, в три раза больше.
Иоанн Клиндухов, проректор Института развития профессионального образования Министерства Просвещения РФ:
Последние семь лет мы разрабатывали стандарт для колледжей кино- и телепроизводства СПО. Институты высшего кинообразования довольно ревностно относятся к нашей инициативе, так как мы готовим таких профессионалов как помощник режиссера, второй режиссер, видеооператор, видеомонтажер и звукорежиссер кино и медиа. На базе 9 классов, к нам поступают ребята на общую широкую специальность и затем, в процессе, мы делим их на группы более узких специальностей. Мы в силах сформировать базу качественно подготовленных киноспециалистов в Калининградской области, в том числе, оснастить региональные образовательные институции необходимым оборудованием для практического обучения. В том числе, предоставить возможность использовать данное оборудование кинокомпаниям, приезжающих сюда снимать проекты. Но, разумеется, при условии стажировки наших учеников на съёмочной площадке.
Ольга Акопова, директор АНО "Фестивальная дирекция", заместитель председателя кинокомиссии Калининградской области:
Мы три года сотрудничали с КИТом [Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения] и обучали здесь специалистов второго состава, которые на самом деле есть в каком-то количестве. Вопрос в том, что когда человек на горячем энтузиазме заходит в это, обучается, получает сертификацию и т.д., ему потом нужно либо работать, либо он вернётся в свою другую профессию и будет работать. Потому что как бы все ни любили кино и какой бы это ни было интересной профессией, но мы в любом случае все платим за электричество и вынуждены на что-то жить.
Александра Франк, режиссер и продюсер:
Я работаю плотно с Дальним Востоком, с регионами. Сейчас в Хабаровске открывается филиал ВГИКа, и проблема номер один - где потом эти студенты будут работать. Отток из регионов колоссальный, это очень серьезная проблема. Думаю, стоит отдельное внимание акцентировать на кадровой подготовке. Обучение на уровне предоставления высшего образования, организация дополнительных мастер-классов и регулярное повышение квалификации уже сформировавшихся специалистов.
Есть Фонд регионального кино союза кинематографистов. Но там очень маленькие бюджеты - 1, 2, 3 млн руб. Давайте честно говорить - сейчас очень все подорожало. Это такая нерабочая история. Окей, ты выбрал сценарий, помог молодым специалистам, дал им денег, но если это дальше никуда не развивается, если ты дальше не помогаешь людям продвигать свои проекты - на платформы, еще куда-то, это не работает. Эти проекты просто никто не видит. И это большая проблема кинематографистов, у которых нет больших рекламных бюджетов. Мы это постоянно обсуждаем в комитете культуры Госдумы, в совет при которой я вхожу.
Владислав Пастернак, продюсер, дистрибьютор, гендиректор кинокомпании HHG:
Термин «региональный» не является продающим фактором. Все люди хотят смотреть истории. Вы не можете продать зрителю афишу со словом «региональный». Зритель приходит на жанр, на звёзд, на имена режиссеров. Зрители ведь не знают, что «Слово пацана» снято в Ярославле, многие думают, что это в Казани снято. Людям не важен конкретный регион, который помогал фильму, им важна история, и чтобы это выглядело достаточно аутентично.
Про кинопавильон и льготы
Андрей Ермак, министр культуры и туризма Калининградской области:
Мы сейчас на таком распутье стоим. С одной стороны, у нас уже есть некоторая система поддержки, которую мы отладили, и наверное, даже рибейт здесь - это не самая главная вещь. Потому что рибейт - это больше такая рекламная вещь, больше привлекательная штука. А дальше вот то, что сейчас называет Фурсин [руководитель Департамента культуры Москвы - прим. ред.] словом «киноконсьерж» (какая-то поддержка с точки зрения локаций, помощь в съемке) - вот это составляет основу поддержки. С другой стороны, мы понимаем, что стоять на месте смысла нет, надо куда-то развиваться.
Местные коллеги, которые занимаются кино, говорят, что нужна павильонная съемка, оборудование. У нас есть мысль сделать через Фонд поддержки предпринимательства программу с низкой процентной ставкой - льготный кредит под покупку этого оборудования. Основная проблема - чтобы это оборудование осталось здесь, потому что соблазн, конечно, будет велик - купить оборудование за дешевые деньги и поехать снимать на нем в Москву.
У нас сейчас рибейт - это субсидия по затратам. Мы смотрим затраты и дальше - деньги против документов. Когда ты деньги даёшь вперед, риск какой? Ты даешь деньги вперед, ты не защищен. А государство, как вы понимаете, должно быть в 10 раз защищено лучше, чем любой бизнес. Потому что если мы даем деньги, и деньги ушли как дети в школу, мы садимся в тюрьму. Банку тоже нужна гарантия. Очень сложно такие сделки одобрять.
Алексей Земский, гендиректор АО «Телекомпания НТВ»:
Не было еще примера в мировой истории, чтобы павильон привлек к себе производство и чтобы просто стены павильона себя окупили. Буду повторять как попугай: без инфраструктуры павильон никогда себя не окупит.
Юрий Сапронов, гендиректор кинокомпании «Всемирные русские студии», продюсер сериала «ГДР»:
Это может работать, если вы здесь запустите какую-то кинофабрику, мыльные оперы, теленовеллы. Но опять, это продюсерская история. То, что пойдут из-за павильонов - маловероятно. В комплексе да, но павильон, с моей точки зрения, - в последнюю очередь. Я бы вообще на железе тогда сконцентрировался. В крайнем случае, если здесь нет спроса, его можно быстро перекинуть в Москву. Важно же, чтобы деньги вернулись.
Записала Марина Кошечкина
«Калининграду нужна киносреда»: тезисы о региональной киноиндустрии по итогам паблик-тока в Центральном парке.
«Предложение давно рождает спрос»: В рамках Балтийского культурного форума состоялась дискуссия о проблемах и будущем регионального кинематографа.
«У нас есть только реальность, которую мы можем запечатлевать»: основные тезисы с киносекции IV-го Балтийского культурного форума в 2022 году
Поделиться в соцсетях