RuGrad.eu

19 , 07:51
$102,78
-0,22
108,51
+ 0,16
25,30
-0,05
Cannot find 'reflekto_single' template with page ''
Меню ГОРОД НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ ВЕЧЕРИНКИ СПЕКТАКЛИ ВЫСТАВКИ ДЕТЯМ СПОРТ ФЕСТИВАЛИ ДРУГОЕ ПРОЕКТЫ МЕСТА
«Задача медиа — формировать образы, которые позволяют людям двигаться туда, где хорошо»

«Задача медиа — формировать образы, которые позволяют людям двигаться туда, где хорошо»

10 сентября 2023

В конце августа АНО «Фестивальная дирекция» организовало калининградский мастер-класс креативного продюсера «Газпром-Медиа Холдинга» и руководителя культурно-образовательного проекта «Территория КИТ» Георгия Рюмина. RUGRAD приводит основные тезисы выступления.


Когда вы начинаете делать любой проект, первое, с чего надо начинать, — это с вопроса «А зачем я это делаю?» Сформулировать так называемую миссию. Потому что деньги есть нельзя, деньги не могут быть целью. Должно быть внутреннее что-то, что вами движет. С этого надо начинать всегда. То есть если вы открываете кофейню, то вы это делаете, чтобы люди с хорошим настроением шли утром на работу. <…> Хорошая миссия всегда содержит в себе слово «помогать».  Чем больше мы отдаем, тем больше мы получаем. И в этом — гигантская сила, как бы это сейчас шапкозакидательски ни звучало.

Не дай вам бог в медиаиндустрии попытаться владеть всеми инструментами: они меняются очень быстро. <…> Они интуитивно понятные, меняются и всё время новые, поэтому владеть ими не надо. Любой, даже сложный инструмент вы сможете интуитивно освоить за пару недель. Но вы должны знать, какие [инструменты] есть, чтобы в тот момент, когда задача появилась, вы понимали, из чего выбирать, и освоили инструмент. На самом деле лучше найти человека, который его уже освоил.



Из 27 самых успешных с точки зрения бокс-офиса фильмов 2019 года всего 4 — по оригинальному сценарию. А теперь вспоминаем предыдущий слайд с тысячей каналов доставки контента — все те ребята друг другу готовы горло перегрызть за оригинальную историю. <…> Поэтому на сегодняшний день оригинальную историю невозможно переоценить. Наверное, это самое важное и ценное, что есть в современном цифровом мире. 

Продюсер постпродакшна сейчас вступает в работу сразу — с первого дня производства фильма. В прошлом тысячелетии, когда я начинал заниматься кино, в бюджете фильма или рекламы постпродакшн занимал где-то 10 % и меньше. Сегодня пост-продакшн занимает более 50 %, и, скорее всего, это будет расти.

До того, как человек изобрел колесо, до того, как он научился пользоваться огнем, как только он начал членораздельно произносить слова, он начал придумывать и рассказывать истории. Они старше всего на свете. А почему? Чего человек боится больше всего? Больше всего человек боится неизвестности. Для того, чтобы защититься от этой неизвестности, он придумывает истории. <…> Эти истории вокруг нас всё время. Более того, в сегодняшнее время мы вообще живем только в истории. Никто из нас точно не знает, что сейчас происходит в Москве или Украине. Исходя из тех историй, которые мы прочитали или услышали, и в зависимости от того, насколько они качественно сделаны, наши представления имеют больше доверия или меньше.



Только истории сейчас рулят миром. Так вот, прикол заключается в том, что киношники разобрали историю по частям, поняли ее законы, и оказалось, что в жизни и в кино это всё работает одинаково, но в кино это стало еще и бизнесом.

Формировать правильную модель поведения крайне важно. Сейчас в нашем современном мире: и в общем цивилизованном, и в России, в частности, — этого очень не хватает. Когда я был маленьким, я понимал, что я хочу быть либо капитаном Татариновым, либо Атосом, либо на крайняк Д'Артаньяном. У меня были модели поведения, на кого бы я хотел быть похожим. Сейчас этого не хватает.

Когда мы сделали фильм «Огонь», выпустили его, внимание, все вакансии по лесоохране были закрыты, все! <…> Когда мы сделали фильм «Доктор Лиза» огромное количество волонтеров пришло в Фонд Лизы Глинки. А когда вышел проект «Вернувшиеся» в 2020 году, на 10 тыс. сразу возросло количество волонтеров. Это круто, это важно, в этом сила. Это главная задача продюсера — делать такие проекты.

Сделать из человека мыслящего человека образованного — это задача государства, и оно с этой задачей худо-бедно справляется. Раньше лучше справлялось. Сейчас я многодетный отец и могу ответственно утверждать, что не очень хорошо справляется. Но там дальше должна семья помогать — она справляется. А вот сделать из человека образованного человека культурного — это наша собственная задача, задача медиа. Это задача продюсеров и тех, кто формирует образы поведения.

Лучше не делать, чем делать абы как. Что является самым дорогим, ценным нашим ресурсом? Время. Потому что оно непрогнозируемо и не восстанавливаемо. Это бесценный дар. Если вы его тратите, делайте это с уважением и благодарностью. Не надо тратить его абы как. 



Когда я слышу, что у нас в стране вообще всё идеально, всё хорошо, мне это не очень нравится, потому что, конечно, это не так. Но мне гораздо меньше нравится, когда я слышу, что у нас в стране всё плохо. Задача медиа — формировать те образы, которые позволяют людям двигаться туда, где хорошо. Вы думаете, что все американцы живут в домах с маленьким газоном и «Кадиллаком» перед ними? Нет конечно. Но все американцы считают, что все американцы так живут. И весь мир так считает. И все американцы стараются туда двигаться. У них есть ориентир. 

Я почему люблю очень литературу Стругацких? Потому что они писали о мире очень далеком, но достижимом, и я понимал, как туда можно дойти, как дорожку туда выстроить. Я почему не очень люблю «Марвел»? Потому что они делают миры, в которые априори нельзя попасть. 

Миссия кино — воспитать, грубо говоря, стыд. Потому что альтернативой стыду в поведенческом смысле есть только страх. Либо ты боишься, что тебя милиционер накажет, либо тебе стыдно так поступить или не поступить. Формирование стыда — это есть задача культуры и кино как самого мощного ее инструмента.



Сейчас очень много продюсерского кино, которое не совсем кинематограф, а все-таки про кассу. Счастье, когда удается сделать его хорошим. Потому что «Чебурашка» — продюсерское кино, «Огонь» — продюсерское кино. Но одновременно выходит «Каха» и «Холоп», которые мы же прокатываем — «Централ Партнершип». Я с уважением отношусь к создателям, потому что, как я говорил, плохое кино сделать ничуть не проще, чем хорошее.  Но надо все таки признать ответственность.

Понимаете, до середины 1980-х годов кинематограф вел за собой. А когда цивилизация пришла в формат потребления, кинематограф стал идти за зрителем. Мне хочется верить, что сейчас все-таки эта вершина пройдена, что сейчас будут появляться фильмы, которые ведут за собой, тащат, а не подстраиваются.



«Каха» — это тот фильм, который не ведет за собой. Кинопрокатчики Краснодара рассказывали: «У нас такого никогда не было, у нас люди не сидели на кортах на сидениях, у нас не было никогда сломанных писсуаров». Ну, понятно, что он очень успешен, что там серьезная подготовка ютубная, понятно, что режиссер, который снял «Большую секунду» — обалденный, совершенно потрясающий сериал, — он же это снимает. То есть он очень хорошо владеет своей профессией. У меня вопрос: почему ты ТАК делаешь. Чем ты пытаешься улучшить мир, делая такое кино? 


Записала: Марина Кошечкина
Фото: Антон Шептухов, АНО "Фестивальная дирекция"





Поделиться в соцсетях